Для людей с аутизмом многие из привычных нам вещей могут быть недоступны. Например, просто постричься. Настоящее счастье, когда на их пути встречается человек, который готов искать способ помочь.
Жужжат машинки, щелкают ножницы, клиенты негромко переговариваются в наполненном ароматами помещении. Для большинства клиентов – это обычная успокаивающая атмосфера салона красоты.
Однако для 11-летнего Джорди Роуланда из австралийского Брисбена эти звуки – настоящий кошмар. У него тяжелая форма аутизма, мальчик не может говорить и испытывает сенсорные перегрузки. Джорди невозможно постричь – он вырывается и громко плачет.
«Даже не видя его, вы слышите его страдания», – рассказывает стилист и мама четверых детей Лиза Энн Маккензи.
По словам Лизы, работа с Джорди разрывала ей сердце. Она чувствовала себя беспомощной и не понимала, как ей лучше поступить в этой ситуации.
Лиза искала ответ в книгах. Она много читала о сенсорной чувствительности и аутизме и узнала, что для таких людей очень важна привычная обстановка и следование заведенному порядку. И это помогло.
После двух лет неудачных попыток стилисту впервые удалось подстричь мальчика почти наполовину. Джорди перестал плакать и затих, когда Лиза начала напевать ему его любимую песню – «Колеса на автобусе».
«Он посмотрел прямо мне в глаза. Это сложно описать, но мне казалось, что мое сердце сейчас разорвется», – вспоминает она.
ТИХАЯ СТРИЖКА
После такого значительного прогресса в работе с Джорди Лиза предложила родителям мальчика привозить его в салон красоты один раз в две недели к концу рабочего дня. Она приглушала свет и делала музыку потише.
«Мы не были уверены в том, что это сработает, но мне казалось, что мы сможем решить сенсорные проблемы», – говорит она.
Лиза стригла Джорди столько, сколько он мог это терпеть.
«Сначала нам удавалось сделать только четверть работы, – рассказывает она, – но уже через четыре недели его стрижка приобрела нормальный вид».
Лиза была рада, что смогла найти с мальчиком контакт. Чего не скажешь о ее руководстве. На мастера сыпались упреки в том, что она слишком много времени тратит на одного клиента.
«Руководство хотело, чтобы мы успевали обслуживать пять клиентов в час. Кроме того, они выговаривали мне за то, что я не беру денег с родителей Джорди. Но я не могла брать деньги за незаконченную стрижку».
НОВЫЙ САЛОН – БОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Не выдержав давления, Лиза уволилась с работы и открыла собственную парикмахерскую, воплотив свою бизнес-идею – один день недели в салоне Лиза посвящала детям с особыми потребностями.
Джорди стал одним из первых клиентов новой парикмахерской. По словам Лизы, когда мальчик пришел в первый раз, она разрешила ему походить по комнате и изучить обстановку, чтобы почувствовать себя более комфортно. И это помогло – Джорди позволил ей закончить стрижку и уложить волосы с помощью геля, а в конце даже обнял ее.
По словам Лизы, она чувствует особую потребность помогать таким семьям как Роланды. Им нужно чувствовать, что они в безопасности, и их понимают.
Услуги Лизы оказались востребованными. Каждое воскресенье к ней в салон приводят детей с сенсорной чувствительностью. С ними работают пять стилистов, готовых стричь клиентов и на полу, и даже во время игр.
«Мы не заставляем детей сидеть в кресле – это ни к чему,» – говорит Лиза.
Она призывает своих мастеров стараться установить контакт с детьми до начала стрижки. Некоторые клиенты проводят в салоне несколько часов – время стрижки здесь не ограничено. Владелица салона делает все, чтобы ее маленькие клиенты чувствовали себя у нее в гостях как дома. И у нее это неплохо получается – Лизу даже стали в шутку называть «заклинательницей детей».
Домашний Очаг