У Харкові пройшов перший захід ProSMA. Це безкоштовні консультації для батьків дітей зі спінальною м’язовою атрофією. В одній локації та за один день 6 родин з усієї країни отримали консультації команди фахівців, що володіють сучасними методиками.
Софійці Білоусовій 5 років. Дівчинка каже, що більш за все полюбляє тварин.
Софія Білоусова: Жуков, пауков мы любим? — Да. — А ещё? — Кузнечиков. — А куклы у тебя есть? — А в куклы мы не играем. Мы любим крыс, жуков, пауков, летучих мышей. — Биологом будешь? — Наверное, да. Будем изучать насекомых.
У дівчинки — спінальна м`язова атрофія. Це велика група вроджених генетичних захворювань, для яких характерне ураження клітин мозку, що відповідають за рух. До Харкова Софія з батьками приїхала з Одеси, щоб відвідати «Клініку ProSMA».
Ганна Білоусова, мати Софії: Наша болезнь научила нас быть немного врачами, немного медсестрами, физиотерапевтами, реабилитологами. Потому что, к сожалению, в Украине нет специалистов. Вернее, они есть, но их очень мало. В данном случае они собрались в Харькове. Очень благодарны нашему фонду «Дети со СМА». За то, что они организовали эту клинику, дали нам возможность получить объективную оценку состояния нашего ребенка. Наши врачи в Одессе, к сожалению, не могут нам объяснить, что происходит с ребенком: ухудшается состояние или улучшается.
Ганна Білоусова, мати Софії:
Наша болезнь научила нас быть немного врачами, немного медсестрами, физиотерапевтами, реабилитологами. Потому что, к сожалению, в Украине нет специалистов. Вернее, они есть, но их очень мало. В данном случае они собрались в Харькове. Очень благодарны нашему фонду «Дети со СМА». За то, что они организовали эту клинику, дали нам возможность получить объективную оценку состояния нашего ребенка. Наши врачи в Одессе, к сожалению, не могут нам объяснить, что происходит с ребенком: ухудшается состояние или улучшается.
Ще 5 сімей з паліативними малюками з’їхалися з усієї країни. Аби в одній локації та за один день отримати консультації команди фахівців, які знайомі зі специфікою захворювання і володіють сучасними рекомендаціями для пацієнтів.
Наталія Татарінова, виконавчий директор благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»: Когда семья сталкивается с этим диагнозом, они начинают ходить по врачам и, как правило, консультация сводится к тому, что ничего сделать нельзя, ничем помочь нельзя, ничего делать не нужно. Конечно же, это не так. Уже давно есть стандарты поддержки таких больных, все меняется, и каждый год мы узнаем что-то новое.
Наталія Татарінова, виконавчий директор благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»:
Когда семья сталкивается с этим диагнозом, они начинают ходить по врачам и, как правило, консультация сводится к тому, что ничего сделать нельзя, ничем помочь нельзя, ничего делать не нужно. Конечно же, это не так. Уже давно есть стандарты поддержки таких больных, все меняется, и каждый год мы узнаем что-то новое.
Дітей оглянули і проконсультували психолог, невролог, фізичний і респіраторний терапевти, педіатр, дієтолог і ортопед-травматолог.
Віталій Матюшенко, президент благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»: Мы нашли консенсус с врачами. И они предоставили свое время, свои знания для работы в одной команде. Почему это происходит в Харькове? Потому что, скорее всего, в Харькове есть врачи, которые желают развиваться, которые хотят оказать реально помощь, а не заниматься формальными медицинскими услугами в рамках тех знаний, которые они получили давным-давно.
Віталій Матюшенко, президент благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»:
Мы нашли консенсус с врачами. И они предоставили свое время, свои знания для работы в одной команде. Почему это происходит в Харькове? Потому что, скорее всего, в Харькове есть врачи, которые желают развиваться, которые хотят оказать реально помощь, а не заниматься формальными медицинскими услугами в рамках тех знаний, которые они получили давным-давно.
Усі консультації лікарів безкоштовні.
Наталія Татарінова, виконавчий директор благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»: Для всех семей затратным является только проезд. Все семьи и одного врача, который приехал из города Львов, поселили в гостинице «Харьков» благодаря инициативе Карины Давтян, которая уже неоднократно поддерживала мероприятия фонда «Дети со спинальной мышечной атрофией». Все семьи и врач в комфортных номерах этой гостиницы и также обеспечиваются питанием.
Для всех семей затратным является только проезд. Все семьи и одного врача, который приехал из города Львов, поселили в гостинице «Харьков» благодаря инициативе Карины Давтян, которая уже неоднократно поддерживала мероприятия фонда «Дети со спинальной мышечной атрофией». Все семьи и врач в комфортных номерах этой гостиницы и также обеспечиваются питанием.
Світова медицина має значні успіхи в питанні допомоги дітям зі СМА. Це і паліативна підтримка, і інноваційні препарати, які схвалені дозвільними органами Європи та США. Але, за словами харківського невролога Андрія Шатила, в Україні такі ліки не продаються.
Андрій Шатило, невролог: Купить за свои деньги мало кто может. Препараты практически никто не покупает вот так в аптеке, как антибиотик. Практически везде эти препараты закупаются за счет государства.
Андрій Шатило, невролог:
Купить за свои деньги мало кто может. Препараты практически никто не покупает вот так в аптеке, как антибиотик. Практически везде эти препараты закупаются за счет государства.
За словами дитячого анестезіолога-реаніматолога Ірини Кондратової, у хворих на СМА основна проблема — це слабкість дихальної мускулатури. Діти потрапляють до реанімаційних відділень і трапляється, що врятувати їх не вдається.
Ірина Кондратова, дитячий анестезіолог-реаніматолог: Чем раньше такому пациенту начата инвазивная искусственная вентиляция, тем дольше этот ребенок живет, тем качественнее его жизнь.
Ірина Кондратова, дитячий анестезіолог-реаніматолог:
Чем раньше такому пациенту начата инвазивная искусственная вентиляция, тем дольше этот ребенок живет, тем качественнее его жизнь.
Мобільний апарат штучної вентиляції легенів, аспіратор-відкашлювач, мішок Амбу та капнограф. Усі ці пристрої необхідні хворим на СМА.
Ірина Кондратова, дитячий анестезіолог-реаніматолог: Здесь нет более важного или менее важного аппарата. Каждый из них выполняет важную функцию.
Здесь нет более важного или менее важного аппарата. Каждый из них выполняет важную функцию.
Коштує такий набір більше 10 тисяч доларів. В Україні батьки дітей зі СМА купують апарати власним коштом або за гроші меценатів. В Європі і США комплект надає держава.
Віталій Матюшенко, президент благодійного Фонду «Діти зі спінальною м’язовою атрофією»: Самое большое количество оборудования, которое требуется для таких пациентов и использовано сегодня в нашей клинике, — это дыхательное оборудование. Фонд уже несколько лет пытается добиться государственного финансирования, но, к сожалению, МОЗ не воспринимает эту проблему и отказывает нам в этом финансировании.
Самое большое количество оборудования, которое требуется для таких пациентов и использовано сегодня в нашей клинике, — это дыхательное оборудование. Фонд уже несколько лет пытается добиться государственного финансирования, но, к сожалению, МОЗ не воспринимает эту проблему и отказывает нам в этом финансировании.
У фонді «Діти зі спінальною м’язовою атрофією» по Україні зареєстровано близько 200 хворих, у Харківській області — більше 20. За словами Віталія Матюшенко, людей зі СМА може бути більше. Президент фонду додає, що через невідповідне лікування та відсутність умов обслуговування в цьому році померло 5 дітей з таким діагнозом. Тому «Клініку ProSMA» планується провести ще не один раз.
Объектив